Споры по качеству произведенного ремонта

В настоящее время основным способом страхового возмещения является организация страховщиком и проведение СТОА ремонта повреждённого транспортного средства.

При этом страховщик обязан течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, выдать направление на ремонт и организовать ремонт автомобиля в срок, указанный в направлении на ремонт (как правило 30 дней с даты постановки автомобиля на СТОА) либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховом возмещении. При этом потерпевший (гражданин) обязан предъявить повреждённый автомобиль страховщику для осмотра по месту нахождения страховщика или по месту нахождения автомобиля (если повреждения ТС препятствуют предоставлению автомобиля по месту нахождения страховщика).

Важно знать, что при проведении восстановительного ремонта не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), если иное не определено соглашением страховщика и потерпевшего.

Ответственность за несоблюдение станцией технического обслуживания срока передачи потерпевшему отремонтированного транспортного средства, а также за качество проведённого ремонта, несет страховщик, выдавший направление на ремонт.

Закон об ОСАГО содержит (как наиболее распространённые случаи) исключения из обязательного применения ремонта ТС (ст. 16.1.), согласно которым страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего:

а) полная гибель транспортного средства;

б) смерть потерпевшего;

в) причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая, если в заявлении о страховом возмещении потерпевший выбрал такую форму страхового возмещения;

г) если потерпевший является инвалидом, указанным в законе об ОСАГО, и в заявлении о страховом возмещении выбрал такую форму страхового возмещения;

д) если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает лимит ответственности страховщика в размере 400 000 руб. или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания;

е) наличия соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем).

Нередко страховщики выплачивают денежные средства вместо ремонта и в иных случаях, не предусмотренных законом, но при этом денежные средства выплачиваются согласно Единой методики расчёта стоимости восстановительного ремонта (в силу закона утверждена Центральным Банком РФ) с учётом износа, что часто существенно отличается от стоимости ремонта.

Это в ряде случаев выгодно страховщику, т.к. при ремонте на СТОА он вынужден возместить СТОА стоимость проведённого ремонта без использования восстановленных или бывших в употреблении запасных частей.

При этом, выплачивая сумму страхового возмещения с износом, страховщик экономит деньги, т.е. получает неосновательное обогащение, т.к. обязан провести ремонт без учёта износа запасных частей. Особенно это существенно при ремонте автомобилей с возрастом и гарантийных ТС.

В иных случаях, вследствие экономии денежных средств, согласованных страховщиком для производства ремонта, СТОА проводят ремонт используя бывшие в употреблении или восстановленные запчасти, применяя более дешёвую технологию кузовных и окрасочных работ.

В этом случае становится вопрос контроля качества проведённого ремонта ТС на СТОА при принятии автомобиля из ремонта.

Важно помнить, что ответственность за качество ремонта несёт страховщик. Все эти вопросы мы поможем разрешить как в досудебном порядке, так и в судебном порядке. В случае разрешения спора в суде со страховщика, дополнительно к взысканному ущербу, в том числе за некачественный ремонт или не выплату страхового возмещения в полном объёме, подлежит к взысканию неустойка, моральный вред, штраф, понесённые расходы на экспертизу и т.д.

Необходимо знать, что несмотря на сложность практического применения закона в целях получения объективного размера страхового возмещения или результата качественного ремонта – закон об ОСАГО и закон о защите прав потребителей – стоит на стороне граждан, имуществу которых причинён ущерб в результате дорожно-транспортного происшествия.